Новоселье
- значит "сесть" на новое место. Эта важная перемена в жизни
человека сопровождается многочисленными обрядами и приметами. Переезд в новый
дом -событие всегда радостное и ответственное. Но в старые времена человек
менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно
все: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и
водица рядом была, чтобы сосед хороший был, чтобы удобно и лошади, и скотинке
пришлось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место,
проверялось еще много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался,
плотникам не угодили, да они злое бревно ? положили, человек с недобрым
взглядом прошел да сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь
зависти?
Ритуальные
действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на
первую ночь пускали в дом кота и кошку, если все было благополучно, несли
петуха и курицу, на третий день уже поросенка, в следующие дни овцу, корову и
лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину,
"доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись люди. Давно
приметили, что кто первый в дом входит, тому первому умирать. Первый входящий
забирает на себя все зло, которое может присутствовать на новом месте, или
становится жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье
были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не
было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в черта ни в бога,
а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким
порядкам относились, как к игре.
Огромной
очистительной силой обладают хлеб, зерна и особенно квашня. Потому
"первым иногда мог войти хозяин с квашней и иконой в руках, за ним -
хозяйка с курицей, дальше шла молодежь. Вселение семьи сопровождалось обрядом
перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого подпечья
в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдем со
мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны,
возглашал: "Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой и
матушка дворовая со всем семейством, пойдемте к нам на новое жилище с нами
жить!". Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной
лопате, с горшком каши или в валенке.
Входили
в дом по нитке, веревке или поясу. Все эти предметы - символы времени,
долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и
медового напитка, "старались захватить с собой из старого дома в новый и
Долю. Считалось, Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли
выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые
"символы обжитости": домашние изваяния богов, огонь очага, домовой
сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и
прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.
Все
эти ритуалы выполняли люди, имеющие детей, беременные, здоровые и зрелые,
чтобы способствовать богатству, прибытку, многодетности в новом доме.
В
дом переезжали в полдень или рано утром, то есть на сильный свет. Самым
счастливым днем для переезда считали 14 сентября (1 сентября по с. ст.) -
день Симеона Столпника, день Новолетия, день зажжения зимнего огня - зажжение
печи в доме после лета. Хорошим днем считается и День Введения во храм
Богородицы (4 декабря, 21 ноября по с. ст.), обычно приглашали батюшку для
освещения дома. До христианства очищали дом другими способами: устилали пол
священными травами. Поджигали чагу, чистотел и чертополох. Делали
"окуривание" - обход вокруг дома с можжевельником и полынью. Внутри
дома делали освящение при помощи лучины или свечи, обходя по периметру по
часовой стрелке - по кругу. Очищали дом молитвами, ладаном. Но самая большая
сила очищения - это веселье и смех. Вот почему все праздники сопровождаются
дружными застольями и песнями. Умение смеяться творец дал только существу
разумному - человеку. Жизнерадостный смех - сильное средство борьбы с тьмой.
На Руси смех детей до 12 лет считался чистым лечебным, оберегающим.
Особое
значение придавалось самому первому гостю, желательно, чтобы это был человек
хозяйственный, верующий, порядочный, добрый, красивый. Зная такой обычай, о
такой примете заботились соседи и друзья. Затем начиналось застолье.
Ставились хлебы и соль в солоницах. Пироги предвещали добрые отношения с
соседями: "Не купи двора, купи соседа". Ставились блюда из курицы -
символ многодетности и прибыли. После угощения каждый гость давал что-нибудь
хозяину возле "коника" - печки.
Но
окончательно обжитой и освященной изба считалась только после свадьбы
рождения ребенка или смерти, после пережитого вместе с домом важного события
в жизни семьи.
Пословицы:
"Держись
друга старого, а дома нового".
"Домом
жить ? обо всем тужить".
"Дом
вести - не задом трясти /т. е. плясать/". "Всякий дом хозяином
держится".
"Хозяин весел и гости радостны".
|